Компании начали посылать резюме в рекламные агентства .
По оценкам экспертов, сотрудники маркетинговых, рекламных и PR-служб стоят в первых рядах в зоне риска быть уволенными. По словам генерального директора рекрутинговой компании Headhunter::Санкт-Петербург Юлии Сахаровой, затраты на маркетинг и рекламу – одни из первых, которые «режутся» в кризисных ситуациях. Сами маркетологи категорически не хотят соглашаться с такой мрачной перспективой. Они говорят о том, что как раз в период кризиса сокращать отделы по маркетингу, рекламе и PR нецелесообразно. Особенно это касается компаний, работающих на конкурентном рынке. Ряд аналитиков приводит в пример сеть магазинов Mothercare, которая после кризиса десятилетней давности прекратила рекламу, из всей сети оставив только флагманский магазин. Mothercare до сих пор не удалось вернуться на позиции лидера, брэнд был забыт, рынок захватили новички. И, напротив, по словам члена правления компании «Вимм-билль-данн» Марины Каган, именно кризис 1998 года помог к 2000 году стать крупнейшим производителем сока и молока в России. В то время компания активизировала рекламную деятельность и на фоне молчания конкурентов увеличила узнаваемость брэнда и продажи.Однако работодатели, по-видимому, неумолимы. По мнению Юлии Сахаровой, пострадают все направления – и маркетинг, и реклама, и PR. «До лучших времен замораживаются планы расширения и открытия новых направлений. В связи с этим значительно сокращается потребность в управленцах», - считает она. Светлана Сохацкая, директор отделения «Келли Профессиональные ресурсы» компании «Келли Сервисез Си-Ай-Эс», отмечает, что работодатели на данный момент приостанавливают активный поиск, продвигают внутренних кандидатов или пользуются своими ресурсами при закрытии той или иной позиции. «Кадровым агентствам отдаются лишь наиболее сложные и вместе с тем интересные вакансии или срочные, - комментирует она. - Стоит также отметить, что увеличился приток временных позиций». Существующий персонал, по данным HeadHunter::Санкт-Петербург, уже несет потери. По итогам сентября, рассказывают в компании, прирост резюме, размещаемых на hh.ru в профобласти «Маркетинг/Реклама/PR» составил по Петербургу более 22%. Соотношение резюме и вакансий, размещенных на HeadHunter.ru за прошлый месяц увеличилась в данной профобласти с 1,6 до 1,9 по Петербургу, что говорит о возрастании конкуренции среди специалистов и переизбытке свободных кадров в сфере маркетинга, рекламы и PR, который начал складываться еще тогда. «В настоящий момент ситуация на рынке меняется каждую неделю. Произошли значительные сокращения или сняты с публикации вакансии маркетологов и рекламистов в нескольких крупнейших компаниях города», - комментирует Юлия Сахарова. Пока маркетологов, рекламистов, пиарщиков и брэнд-менеджеров сокращают в таких отраслях, как банковская сфера, девелопмент и строительство – здесь увольнения происходят в массовом порядке. Официально заявила о сокращении 400 специалистов компания ЛЭК, есть данные о грядущем увольнении 30-50% сотрудников в компании «Строймонтаж», в том числе о расформировании отдела рекламы. «Оптимизации» подвергся отдел рекламы и в банке «Возрождение». Кроме того, по словам рекрутеров, задумались об оптимизации штатного расписания и крупные ритэйлеры. Впрочем, кадровая реорганизация еще не значит повального увольнения сотрудников. Это могут быть изменения, связанные с совмещением должностей. Например, в «Альфабанке» на вакантную должность директора по маркетингу не стали искать нового сотрудника, а назначили действующего директора по развитию розничных продуктов Виктора Шкипина, который теперь выполняет двойную функцию в организации. При этом, в «Альфабанке» отмечают, что правильно организованный маркетинг приобретает гораздо большую ценность именно в период нестабильности на рынке. Стоит отметить интересную «кризисную» тенденцию – уволенные сотрудники рекламных и PR-отделов компаний начали посылать резюме в рекламныеагентства
. «Уже сейчас мы наблюдаем интерес к нашим вакансиям специалистов со стороны клиента, готовых перейти в агентство даже с понижением зарплаты – то есть, агентство воспринимается как более стабильный работодатель», - комментирует генеральный директор SPN Ogilvy Андрей Баранников.Тот факт, что количество присланных за последний месяц резюме серьезно возросло, отмечает и Алексей Куприянов, генеральный директор интернет-агентства TRAFFIC. «Кроме того, с рынка уйдут ряд средних и мелких агентств и дизайн-студий. Кто-то из творческих работников попытается заняться фрилансом, кто-то будет готов к понижению собственной зарплаты, при этом стабильно ее получая», - добавляет он. По словам Алексея Куприянова, вопрос зарплат в рекламной отрасли всегда был больным, так как очень большое количество специалистов оценивали себя необоснованно дорого. «Но с ростом конкуренции на рынке труда будет и значительная коррекция по зарплатам в сторону уменьшения. В этих условиях выстоявшие агентства смогут получать более квалифицированных специалистов за меньшие деньги», - считает он.Согласен с подобным мнением и Андрей Баранников, который также полагает, что коррекция зарплат на рынке будет происходить в сторону снижения неадекватно высоких запросов. «Однако качественные специалисты, прежде всего, профессионалы в области антикризисных коммуникаций, сопровождения реструктуризации компании, останутся в цене», - добавил он.Между тем, кризис отразится не только на количестве уволенных сотрудников, но и на доходах оставшихся в штате специалистов. Какие именно специальности будут ущемлены в своих финансовых правах, зависит, по мнению экспертов, от сферы деятельности компаний, их величины и политики руководства в кадровой сфере. «Некоторые из них лишь замораживают очередные индексации, другие же снижают оклады, либо отказываются или сильно модифицируют систему премиальных и бонусов», - комментирует Юлия Сахарова.Светалана Сохацкая, напротив, считает, что «вилка» доходов останется без изменений и зафиксируется на уровне конца лета - начала осени. «Каких-либо «урезаний» уже существующих доходов со стороны работодателей не может быть (при условии, что под «работодателем» мы понимаем компанию, работающую с соблюдением Трудового кодекса РФ), так как по ТК РФ любое уменьшение заработной платы происходит только с письменного согласия сотрудника, в иных случаях данная мера является незаконной и может быть оспорена в суде». Возможно, далеко не каждый работодатель сможет решиться на снижение окладов, но уровень окладов для новых сотрудников, скорее всего, уже будет отличаться от доходов «бывалых». Кроме того, ограничения бонусной системы скажутся и на новых сотрудниках, и на старых. При этом эксперты отмечают, что доходы снизятся далеко не у всех специалистов данной сферы. Самые ценные кадры имеют наибольшие шансы сохранить свои рабочие места и уровень благосостояния, либо сменить место в «пострадавших» отраслях на работу в более стабильных сегментах. Специалисты по кадровой политике, как ни странно, оптимистично смотрят на те изменения, которые повлечет за собой мировой финансовый кризис. Наиболее очевидными последствиями кризиса они видят оптимизацию штатных расписаний, снижение «перегретости» рынка и приведение окладов в соответствие с квалификацией и функционалом сотрудника, а также готовность персонала, оказавшегося на рынке труда пересматривать свои зарплатные ожидания и требования к работодателям. Менее очевидным, но наиболее положительным следствием данной ситуации может стать и повышение производительности труда: кризис – не лучшее время для добровольной смены работы, что волей-неволей повысит лояльность персонала своей компании и желание выкладываться на работе, отмечают эксперты. Однако, несмотря на вышеприведенные данные, эксперты считают, что на сегодняшний день ситуация некритична. «Даже в кризисной ситуации есть немало компаний, которые не только не увольняют, но и наоборот – активно нанимают персонал, внезапно оказавшийся на рынке труда», - комментирует Юлия Сахарова.В петербургских агенствах на данный момент массовых увольнений пока не наблюдается, однако некоторые участники рынка связывают это всего лишь с тем, что Петербург медленнее реагирует на финансовый кризис. Директор PR-агентства ИАЦ «Бизнес-территория» Илья Шамин, утверждая, что не планирует ни штат сокращать, ни зарплаты урезать, говорит о том, что еще не пришло время принимать подобные решения и их реализовывать. «Что касается нашей основной деятельности (реклама в Интернете и создание сайтов), то сокращений персонала пока не планируется, хотя мы занялись более тщательным анализом внутренних процессов для выявления скрытых резервов и возможностей для оптимизации. Думаю, небольшие сокращения могут коснуться нашей инвестиционной деятельности, как отказ от реализации ряда идей, так и сокращения некоторого количества персонала, работающего над текущими проектами», - прокомментировал Алексей Куприянов.Директор PR-департамента коммуникационного агентства MediaPrice Валерия Кузнецова также утверждает, что в компании не планируют оптимизацию штата. В SPN Ogilvy кризис ощутили в первую очередь, через клиентов, работающих в сфере финансов или заказывающих услуги в области финансовых коммуникаций. «Так, например, у нас отменились два проекта, связанные с выходом компаний на IPO. Однако для нас это несущественно, так как компаний из данной сферы среди наших клиентов немного», - комментирует генеральный директор агентства Андрей Баранников. Массовых сокращений в SPN Ogilvy на сегодняшний день не планируется, поскольку, по словам Андрея Баранникова, общий объем заказа существенно не снижается. «Однако не исключаем данной возможности в случае, если ситуация ухудшится – мы очень внимательно следим за развитием событий, находимся в постоянном контакте с клиентами и будем принимать решение об изменениях в кадровой политике исходя из сложившихся обстоятельств», - добавляет он. Некоторые участники рекламного рынка пытаются воспользоваться кризисом, вводя новые услуги для клиентов. «Что касается пакета наших услуг, мы дополняем его специальными предложениями. Уже сейчас мы обсуждаем несколько проектов по сопровождению сделок по слияниям и поглощениям, а также дополнительно прорабатываем с клиентами антикризисные программы», - рассказывает Андрей Баранников.Данные рекрутинговых компаний говорят о том, что пока изменения коснулись не рекламных и PR-агентств, а специализированных отделов компаний, работающих в узких сегментах. Похоже, кризис играет роль лакмусовой бумажки, показывающей истинное отношение владельцев бизнеса к маркетингу, рекламе и PR. Если к этим службам относились как к элементу престижа или воспринимали как дань моде, то в нынешней ситуации они «сбрасываются», как балласт. Если же маркетинг, реклама и PR позиционируются в компании как необходимый инструмент для оптимизации бизнеса, то как раз в условиях кризиса он начинает активно работать.