Впервые в истории российского рынка автомобилей китайский бренд занял первое место по продажам в Москве. Серебро, бронза и четвертое место тоже у китайцев. Статистику продаж в столице приводит «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт». Первое место с 854 проданными машинами занял бренд Haval. По отношению к прошлому году прирост его реализованных автомобилей модели Jolion составил 800%. Второе место занял Geely с продажей Coolray в 776 штук (рост 700%). Третье и четвертое место получили Chery Tiggo 7 Pro и Geely Atlas Pro с 382 и 245 сбытыми машинами соответственно. ТОП-5 замкнула отечественная Lada Granta с 224 проданными машинами. В марочном рейтинге первое место также ушло бренду из КНР - пьедестал занял Geely, потеснив Haval. На третьем месте бренд не из России или Китая - его заняла корейская Kia.
Эксперты называют ситуацию беспрецедентной и указывают на очевидную причину такой динамики: массовый уход западных и японских автоконцернов из России на фоне боевых действий в Украине. Некоторые бренды, в частности, Nissan, Ford, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen и Volvo заморозили локализованные в РФ производства из-за перебоев поставок необходимых комплектующих из-за слома логистических цепочек. Некоторые, вроде Audi, Honda и Skoda, приостановили поставки и продажи машин или их сборку. Renault и Iveco вовсе объявили о полном уходе с рынка. По причинам того, что масштабные внешние санкции коснулись и производства автомобилей российских брендов, им не удалось быстро заполнить освободившуюся нишу, что немедленно сделали китайские концерны. В целом ситуация на авторынке России все еще негативная - лишь в середине лета он начал медленно восстанавливаться после катастрофы весны. В июне, как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Ассоциации европейского бизнеса, он схлопнулся в 5,5 раз по сравнению с тем же периодом годом ранее. Тогда падение продаж показали все без исключения представленные на российском рынке зарубежные автопроизводители, включая и китайские. Всего в июне россияне приобрели 27,8 тыс. машин.
В августе рынок продолжил медленно расти и изменять свою структуру. Согласно новому отчету Ассоциации европейского бизнеса, своих владельцев нашли 41,7 тыс. машин, но это все еще значительно ниже, чем годом ранее - на 62%. Почти половина проданного объема пришлась на Lada, реализацию которой поддерживает госпрограмма льготного автокредитования. Haval тогда занял третье место модельного рейтинга с 2,9 тыс. проданных автомобилей. По итогам же восьми месяцев с начала 2022 года было реализовано 410,5 тыс. машин, что на 60% меньше пандемийного 2021-го. В топ-10 рынка по продажам из западных марок остались только Skoda и Volkswagen. Японские автомобили вовсе покинули привычные высокие строчки - сейчас оставшиеся бренды распродают складские остатки с динамикой не более 200-470 машин в месяц.